Актуальность данной темы заключается в необходимости повышать интерес и знания о своем крае. В 2010 году исполнилось 65 лет со дня Великой Победы над фашистской Германией. В годы войны аромашевцы уходили на фронт, кто оставался в тылу — помогал фронту, а также аромашевцам выпала честь заняться спасением детей блокадного Ленинграда. Эти дети на время забыли о бомбежках, о голоде, о холоде. Современная молодежь далека от тех потрясений, но она обязана не забывать людей, мужественно перенесших ужасы войны. Школа — это та почва, которая насыщает школьников необходимыми знаниями о судьбах людей в годы важных для страны и своего края событий.
Пугачёва Юля постаралась раскрыть тему доступным, точным языком, с элементами романтичности, грамотно, отображая важные события правдиво и достоверно.
Данный материал может быть использован на уроках истории и литературы, на внеклассных мероприятиях, а также при проведении экскурсий в школьном музее.
Тема носит воспитательный характер, воспитывает чувства сопереживания, патриотизма
Аромашевский край — уголок защиты и надежды детей блокадного Ленинграда
Великая Отечественная война… Незабываемы ее дни и ночи. Люди помнят и чтят мужество и бесстрашие героев фронта, самоотверженность тружеников тыла. В 2010 году исполнилось 65 лет со дня Великой Победы над фашистской Германией.
Мы говорим: «Победа!» — и знаем, в какой невероятно напряженной, исполинской борьбе она добывалась.
На огромном пространстве от вечных льдов Арктики до Черного моря бушевало пламя крупнейших в истории битв. Шла священная, народная война против немецко-фашистских захватчиков, злейших врагов свободы и прогресса, врагов человечества. Перед советскими людьми встала задача — во что бы то ни стало выстоять и победить, во что бы то ни стало остановить, одолеть и разгромить коварного и сильного врага. И наш народ не дрогнул. Он выстоял и победил!
В годину военных испытаний наша страна стала колыбелью героев, огненным горном, где плавились простые души, становясь крепкими, как алмаз и сталь.
Сколько лет прошло, забывается все…
Но ничто не забыто — эти родившиеся в Ленинграде слова звучат как уверенность, как надежда, как просьба. Нельзя такое забывать. Особенно тяжело перенесли годы войны блокадники Ленинграда. Именно они выдержали нечеловеческие условия, они переносили их изо дня в день, не теряя достоинство и надежду. Но мы, мы, не пережившие этого, сегодняшние молодые, — имеем ли мы право не стараться узнать обо всем, что вынесли, пережили, перестрадали, сделали и ради нас, будущих потомков, ленинградцы?!
И вот сегодня мы обращаемся к тем источникам, которые расскажут нам, какими были ленинградцы, какова судьба детей войны — детей блокадного Ленинграда, как боролись за их жизнь взрослые и как они с благодарностью принимали помощь всех, кто их окружал в эти страшные 900 дней и ночей ожидания снятия блокады их родного города. Для изучения данной темы были использованы: книга авторов А.Адамович и Д.Гранина «Блокадная книга», фотоальманах «Ради жизни на земле» — автор — А.Фомин, воспоминания бывших воспитанников интерната №109, бывших учащихся Аромашевской средней школы, фотографии из семейных архивов ленинградцев, тексты их творческих работ, материалы школьного музея.
Откровенно говоря, мы многого не знаем, не знали, какие жестокие вещи стоят за привычными словами «ленинградская блокада». А это надо знать и помнить.
Враг стоял у ворот города Ленинграда. Немцы окружили город, не пропуская в него провоз продуктов питания и других жизненно важных предметов. В блокадном городе не было топлива, погасло электричество, кончилось продовольствие. Рабочие получали в день 250, а остальные 125 граммов суррогатного хлеба. В морозные дни обстрелов, голодных галлюцинаций узнаваемый всеми радиоголос Ольги Берггольц говорил ленинградцам: «Они (фашисты) девятьсот дней осаждали Ленинград, подвергая его таким пыткам, о которых до сих пор не расскажешь…» Каждый ленинградец блокаду переносил изо дня в день с трагической стойкостью, достоинством. И все же город Ленина жил, работал и мужественно боролся с фашизмом. В это жестокое время было принято решение: вывезти детей из Ленинграда на Большую Землю, сохранить им жизнь. В январе 1941 года вывезли 11 тысяч женщин, детей, в феврале 100 тысяч, в марте 200 тысяч. А в общей сложности было вывезено больше полумиллиона женщин и детей из города по льду озера Ладога. Только по такой хрупкой дороге можно было спасти людей. Рисковали, конечно. Но выхода не было. Каждый день город терял тысячи измученных голодом и холодом людей. Особенно трудно было детям.
Армия и Балтийский флот делали все, чтобы оснастить, обеспечить связью, транспортом, ремонтом ледовую дорогу через Ладогу. К озеру подтянуты были специальные части — зенитная артиллерия, истребительная авиация, дорожные полки, мостовые батальоны, санитарные службы. 22 ноября 1941 года ледовая трасса была опробована. Впоследствии ее назовут «Дорогой жизни». И лишь к концу декабря Ладога окончательно замерзла. Но кое-где лед был слабым. По ней везли не только людей, но и продукты в город, эвакуировались целые заводы. Часто лед не выдерживал и машины уходили под лед.
В начале января 1941 года была построена дорога. Вот тогда и началась массовая эвакуация людей, так как каждый день был дорог для сохранения той или иной жизни. По «Дороге жизни» вывезли и тех детей, которым предстояло около 900 дней и ночей пребывать в сибирском селе с романтичным названием Аромашево.
Вывезли детей в буранную ночь. Морозы стояли лютые. Им предстояло продолжить путь по железной дороге на восток, в неведомую даль, за камень, за Урал ….
Стоит село Аромашево на перекрестке двух большаков на левом берегу Вагая, в устье которого четыре века тому назад в сражении с кучумовцами погиб легендарный атаман, предводитель казацкой дружины Ермак Тимофеевич.
Из воспоминаний бывшего учащегося Аромашевской средней школы Ширшова Евгения (участника боев в ВОВ): «Село Аромашево приютило, обогрело и накормило ленинградских детей, лишенных родительской заботы. К приходу ребячьего эшелона на станцию Голышманово все было подготовлено. Добрая, отзывчивая душа — председатель колхоза Николай Иванович Горлов позаимствовал у колхозников теплую одежду: полушубки, одеяла, тулупы, выбрал лошадей, что покрепче и отправил обоз в Голышманово. Мужиков подобрал заботливых и проворных. К дугам первой и замыкающей подвод заставил прикрепить красные флажки, предупреждающие встречный и обгоняющий транспорт: «Осторожно, дети!».
Детей и их сопровождающих разместили по подводам, укрыли теплыми одеялами, тулупами и невиданный в этих краях санный обоз тронулся в путь, растянувшись по Тобольскому тракту на полкилометра. Когда обоз, скрипя полозьями, втянулся на главную улицу села, было уже утро. Аромашевцы не спали. С волнением ожидали приезд ленинградцев. В каждом доме сквозь замерзшие окна пробивался мерцающий огонек. Дети недоумевали: почему окна не затемнены, как в Ленинграде.
Аромашевский интернат № 109 стал для ленинградских ребят вторым домом. В этом интернате расположилось 76 детей . Воспитателями были их родственники, сопровождавшие ребят в дороге. Интернат был расположен в здании детского сада «Солнышко» (теперь на этом месте строят церковь) А учиться школьники ходили в Аромашевскую среднюю школу по улице Школьная. Это было красивое по тем временам деревянное здание со шпилями на крыше. Здесь они вступали в пионеры, многим из них райком ВЛКСМ вручил комсомольские билеты.
Свой интернатский коллектив они назвали «Юные коммунары». Директором интерната стала потомственная ленинградка Римма Федоровна Макарова. Это был одаренный педагог и организатор. За самоотверженный труд в дни Великой Отечественной войны советского народа с немецко-фашистскими захватчиками Тюменский Обком ВКП(б) и исполком областного Совета депутатов трудящихся наградил Римму Федоровну Почетной грамотой от 7 марта 1945 года.
« Ребята всем сердцем полюбили село с задумчивым Вагаем, с буйной зеленью палисадников, с несказанной прелестью цветущих черемух, с ожерельем прозрачных озер, с привольем лугов и стадами животных. Привязались к аромашевцам, людям на вид несколько суровым, но щедрым душой и сердцем, заботливым и работящим. Они делились с детьми всем, чем только могли и ласковым словом, и хлебом насупим. Благодаря постоянной поддержке колхозников в интернате были созданы нормальные условия для жизни детей» — из воспоминаний Е.Ширшова.
В 1987 году в школу пришло письмо «из детства» от бывшей выпускницы ленинградки Смеловой Валентины Ивановны. Вот его содержание: «Пишет вам бывшая воспитанница интерната № 109 Смелова Валя. В 1941 г. нас, ленинградских детей, эвакуировали из Ленинграда. Благодаря этому мы не слышали разрывов снарядов, не испытали ужасов блокады. Но мы в полной мере испытали доброту людских сердец; не проходит дня, чтобы я не вспомнила Сибирь. Аромашево навсегда осталось в нашей благодарной памяти.
Я помню и благодарю всех сибиряков, которые старались помочь ленинградским детям. Теперь мы сами уже пенсионеры, над нами мирное небо, которое завоевали наши отцы и деды, но это тяжкое время осиротило многих и если бы не доброта людская, то, как знать, что было бы с нами. Спасибо вам, что помогли выжить и стать настоящими людьми».
Правление колхоза выделило землю, животных, и при интернате было создано небольшое подсобное хозяйство. Его вели сами ребята. А сколько было радости, когда они убирали свой урожай! Старшие заготавливали сено для коров, дрова на зиму, ухаживали за скотом. Уборка помещений, приготовление пищи, дежурство по столовой — все это делалось руками ребят. В период уборки урожая весь интернат выходил на поля помогать колхозу. За лето воспитанники интерната успевали заготовить до 100 килограммов целебных трав. Обеспечивали свою столовую сибирскими ягодами. На зиму сушили грибы, солили грузди.
Детская память цепкая. Бывшие воспитанники до сих пор помнят и чтут своих учителей: Писареву Александру Степановну, Горжей Нину Степановну, Юркину Лидию Ивановну, Королева Василия Петровича, Чжаофу Екатерину Ивановну. Они были не только учителями, мудрыми наставниками, но и прививали ребятам навыки коллективизма, трудолюбия, воспитывали уважение к старшим, чувство патриотизма.
Дети блокадного Ленинграда с болью следили за ходом войны, за героизмом советских людей. Они выпускали свою газету в интернате под названием «Мы помогаем!», а также вели дневник-летопись своего пребывания на Аромашевской земле. Вот выдержка из 17 страницы этой летописи: «Таня Дедок изложила содержание инсценировки. Оно всем понравилось, настроение у всех было повышенное. Каждый предлагал свое: спеть, сплясать, продекламировать. Составили программу, утвердили на комиссии. Репетировали ежедневно, никто не остался безучастным. Надо было много матросских костюмов. Рубашки были Нужны воротники, грудки, манжеты, бескозырки, а их достать негде; прибегли к изобретательности, а именно,: бескозырки были сделаны из беретов …» .
Многое в этих детях было удивительным и неожиданным. Поражает и бесконечно трогает — сколько их, блокадников, писали стихи. Поэтому их стенные газеты, летопись содержали множество стихов. Они сами сочиняли слова песен и переводили их на музыку. Скорее всего, сказалось влияние самого города с его несравненной поэтической культурой. Или же слишком врезалось сознание ленинградцев, как оно было: голод, блокада и стихи — и все рядом слушали очень часто по радио, жадно, как никогда до этого — стихи О Берггольц ( да и не только ее).
За годы войны дети-ленинградцы дали десятки концертов для односельчан — хлеборобов, сельской интеллигенции, механизаторов, животноводов. Юные артисты своими выступлениями согревали сердца людей, смягчали боль получившим похоронки, вселяли веру в победу. Это были агитационные концерты, как мы их сейчас называем — агитбригады. Люди любили слушать юную певунью (фамилия в памяти и в материалах не сохранилась), которая о том, как «…врага ненавистного крепче бьет паренек, за Советскую Родину, за родной огонек». Певица вкладывала в песню всю силу детской души, а зрители, натруженные за день на полях и фермах, слушали ее, затаив дыхание, каждый думал о своем, и тихо плакали. Сохранилась Почетная грамота, которой награжден коллектив воспитанников интерната № 109 за хорошее исполнение пения, инсценировок, декламации, танцев и др. на 2-ом районном смотре детской самодеятельности и творчества. Председатель орг. комитета Чечулин (его дочь преподавала географию в этой же школе и сохранила фамилию отца- Чечулина Людмила Яковлевна).
Деньги, заработанные в колхозе, вырученные от продажи грибов и ягод, от концертов — десять тысяч рублей- по примеру колхозника Феропонта Головатого ребята перечислили на строительство авиационной эскадрильи «Юный ленинградец». Это был большой вклад в разгром фашизма. Эскадрилья «Юный ленинградец» бомбила немецкие самолеты, рвавшиеся на их родной город.
Сохранилась заметка 3. Макаровой из местной газеты «Колхозный клич», в которой сообщается, что коллектив интерната № 109 решил оказать еще большую помощь фронту, коллектив работников интерната единодушно подписались на Третий Государственный Военный Заем не менее, чем на полуторамесячную зарплату. И здесь же внесли 5775 рублей. Цитата из этой заметки: «…Пусть наши средства помогут Красной Армии преследовать фашистского зверя, прогнать с нашей земли и добить в его берлоге».
Кроме того, воспитанники интерната мастерили подарки бойцам фронта: один интереснее другого. Писали ободряющие письма на фронт. Их письма треугольники на Ленинградский фронт были наполнены нежной любовью теплотой сердец, надеждой.
Воспитанники интерната № 109 вкладывали все свое старание в учебу, чтобы можно было без стыда, с достоинством вернуться в родной Ленинград сохранилась Похвальная грамота, выданная 8 июня 1944 года Смеловой Валентине, ученице 6-го класса Аромашевской средней школы Аромашевского района Омской области за отличные успехи и примерное поведение.
Сохранилась вырезка из газеты «Колхозный клич», где можно прочесть следующее: «Хорошо сдают экзамены на аттестат зрелости десятиклассники Южакова, Дедок, Шелаева и воспитанники ленинградского интерната № 109. Они скоро уедут в свой любимый город и хотят вернуться в город Ленина достойными его имени».
И вот пришла долгожданная радостная весть — враг отброшен от родного города. Дети могут вернуться домой, к своим родным, близким. Где они? Живы ли?
Не хотелось расставаться с Аромашево. Ребята всем сердцем полюбили эти места, этих людей, у всех появились подруги, друзья — аромашевцы. Наступил долгожданный день — 3 августа 1944 года. Вещи были сложены, выпущена газета «Прощай, Аромашево!», продукты получены. Решили устроить прощальный вечер. Пришло много друзей — детей и взрослых. Сколько теплых слов было сказано! Сколько песен спето! Из газеты: « Не хотелось уходить с вечера, но взрослые посоветовали, что перед дорогой надо немного отдохнуть. Мы разошлись, но никто не уснул, ведь это последняя ночь. Перед рассветом всех собрали и разместили по машинам. Мест не хватило. Посадили самых слабых, уложили вещи, а все остальные пошли пешком до Голышманово — 64 км.»
Утро было раннее, но провожающих набралось много. Многие плакали, расставаясь навсегда. Отойдя немного вперед, ленинградские ребята звонкими голосами запели песню:
«Мы навеки покинули здание
В предрассветный, предутренний час
Давай на прощенье
Дадим обещанье
Навеки запомнить друзей.
И где мы ни будем,
Нигде не забудем
Своих мы друзей»
При переписке бывшие воспитанники интерната отправили в школу слова песни, которую они сочинили в вагоне поезда при возвращении домой в Ленинград:
«Поезд мчись и лети, словно ветер,
Ты везешь ленинградских детей!
Нет счастливее нас в целом свете,
Нет счастливее и веселей.
Заживем мы, как жили когда-то,
Но всю жизнь будем мы вспоминать
Эту жизнь, эти дни в интернате,
Дни войны и Сибирь — нашу Мать».
Тогда их было 76.. Сегодня меньше… Но все они благодарны сибирскому краю, людям, спасшим их от голода, холода, укравшим их от ужасов войны. Этот край стал для них частичкой отчего дома. После войны воспитанники интерната №109 встречались между собой, переписываются, проводят традиционные встречи. Такая встреча состоялась в декабре 1987 года в городе Ленинграде. А в 1988 году в Аромашевскую школу приехал бывший воспитанник интерната Кан Владимир Владимирович. Ему так хотелось взглянуть на добрый край и добрых в нём людей! Он много рассказал учащимся школы из жизни детей блокадного Ленинграда. Тогда завязалась переписка и теперь школьный музей располагает ценнейшим материалом о пребывании ленинградцев в нашем крае.
Список использованных источников и литературы:
- А.Адамович, Д.Гранин. Блокадная книга. М., «Советский писатель», 1983.
- А.Фомин. Ради жизни на земле- фотоальманах. Издательство «Планета», 1977.
- Е. Ширшов. Воспоминания. Ленинград. 1987.
- Материалы школьного музея.
- Воспоминания, письма бывших воспитанников интерната №109
- Воспоминания бывших учащихся Аромашевской средней школы.