Введение

Название работы: Святой источник – Криванковский колодец

Цель: Познакомиться с историей Криванковского колодца, его географическим положением, а так же доказать, почему это место считают святым.

Объект исследования: Криванковский колодец

Задачи:
1) Расширить и углубить знания о родном крае;
2) Выделить несколько моментов: возникновение колодца – паломничество – разрушение – возобновление паломничества – организованное паломничество (Крестный ход с батюшкой). Каждый этап не привязан к точному времени, за исключением разрушения колодца в 1959 г.
3) Исследовать какую роль играет источник в жизни людей

Актуальность: Люди верят в целебные свойства воды этого источника, а так же в удивительные легенды возникновения.

План действий: Составить план работы. Найти литературу.  Исследовать отобранный материал. Составить отчёт о проделанной работе. На основании проделанной работы написать проект.

Содержание:

  • Введение
  • Основная часть:
  • Место нахождения источника
  • Возникновение колодца
  • Свойства и действия священной воды.
  • Заключение

Источники предоставленного материала:
1)  http://www.ihtus.ru/062010/st11.shtml
2) http://www.w-siberia.ru/turto/area/jurginskiyregion/towntr/dost/istochnik.htm
3) http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/012online/12%20online_ermakova.pdf

Место нахождения источника

Место нахождения: Тюменская область, Юргинский район, д. Криванково.
Еще в начале 20 века, вблизи деревни Криванково Юргинского района, забил святой источник. Криванковский колодец находится в заболоченной низине, рядом с озером Серебряшка, на краю смешанного леса с зарослями кустарника.
В версиях, описывающих святое место, звучат разные номинации природного объекта – ручей, фонтан, фонтанчик, ключ, ключик, родник: «Колодца не было раньше»,- бабушка говорила про родник из земли.

Во время советской власти его закапывали, чтобы люди не ходили сюда. «Все равно вода пробивалась из недр»-, рассказывали старожилы. По-видимому, в этих местах с высоким уровнем грунтовых вод находится множество ключей, и некоторые из них, как Криванковский, выходят на поверхность. Так как новый колодец находится ближе к болоту, то и вода в нем изменила свои свойства, имеет сероводородный вкус, мутная. Чтобы избавиться от него, перед Девятой Пятницей воду из колодца полностью вычерпывают. Сейчас на месте выхода воды выкопана довольно большая яма, ее стены обиты деревом, поставлен сруб с барабаном для поднятия воды. 

 Возникновение колодца (Существует несколько версий)

Одна из версий связывает происхождение колодца с явлением горящих свечей/ огня/света, которые были для видевших их знамением святости места и знаком будущего источника. Нам сообщили такую историю: «В 15 км на северо-восток от р.п. Юрги находится д. Некрасово. После революции 1917 г. на девятую неделю по Пасхе было необычайное явление. Недалеко от этой деревни в поле при сильном ветре горела свеча, и свет от нее был виден на значительном расстоянии. Никто из жителей не смог приблизиться к этому месту, все были в трепете, после чего там появился источник, в народе назван Криванским колодцем святой воды».
Вторая версия о происхождении колодца связана с пением/колокольным звоном, раздававшимся в этом месте из-под земли, которые кто-то услышал. Одна женщина сообщила, что «пастух пас коров, прилег отдохнуть и услышал, что из-под земли пение раздается. И решили, что это место святое, стали все сюда ходить».

Паломничество

Вероятно, паломничество на колодец началось в 1930-х годов, когда храмы в окрестных населенных пунктах были разрушены, и возникла необходимость в сакральных местах, которые заменяли бы церковь и удовлетворяли бы религиозные устремления народа.

Разрушение.

В 1958 г. тюменские власти на всех фронтах этой тайной войны начинают осуществлять действия по уничтожению святого места – колодца с ключевой водой рядом с бывшим выселком Криванково. Власти приняли все зависящие от них меры, в результате чего «в 1959 году <…> паломничество к так называемому “святому месту” было пресечено. Источник был замурован, а земли возле него были превращены в Пашню и засеяны кукурузой» Оба документа были помечены грифом «Секретно».

 Возобновление паломничества

Несмотря на все меры, люди расчищали колодец заново. Вновь массово на колодец стали ходить с середины 1960-х гг. В начале 1990-х гг. отмечается всплеск интереса к колодцу.

Организованное паломничество (Крестный ход с батюшкой).

Организованное паломничество началось в 1994 г., после создания   прихода Свято-Троицкой церкви в селе Юргинском.
В настоящее время паломничество к Криванковскому колодцу осуществляется как самостоятельно – в основном на личном автотранспорте, так и посредством прихода с. Юргинского. Паломники едут на автобусе до бывшего выселка Криванково, чтобы какое-то расстояние пройти крестным ходом. Некоторые паломники идут только пешком (особенно из близлежащих Шипаково и Некрасова). По убеждению паломников, со святого места ничего не выносят (кроме «природного» – воды, целебных растений и земли; кроме того, огарки свечей забирают в храм; собирают и деньги, оставленные в виде приклада).

Свойства и действия священной воды:

Вода в Криванковском колодце в рассказах информаторов наделяется особыми свойствами, ведь «ее ничем не могли испортить, чистая очень». Ее появление, равно как и будущее исчезновение, не связано с волей человека – «вода иногда не показывается». Все опрошенные верят в целебную силу воды из колодца, особенно в день Девятой Пятницы. Воду называют святой, хорошей, лечебной, целебной, мотивируя это тем, что она «помогает» или, что она освящена. Некоторые сравнивают ее с крещенской водой. Целебность криванковской воды подтверждается в глазах паломников тем фактом, что «ее даже в церкву батюшка берет».

Сейчас большинство паломников при посещении колодца набирают воду, здесь же пьют ее, умываются ею. Некоторые обливаются водой рядом с колодцем (женщины в купальных костюмах, мужчины трусах) или чаще в купальне, построенной в 2007–2008 гг. (представляет собой деревянный сруб под крышей и с дверями). Умывают лицо, грудь, окатывают голову, а в купальне, раздеваясь донага, обливаются целиком. Желающих обливаться достаточно много, в основном это женщины. По сообщению одной паломницы, «обливаться водой нужно три раза – ковшиком или ведром. Со словами “Во имя Отца и Сына и Святого Духа”». Одна из паломниц отметила, что раньше традиции обливаться не было – только «сбрызгивали голову и ноги». Не было и специального здания для обливания. Но, конечно, основное назначение криванковской воды связано с ее возможностью исцелять различные болезни, быть лекарством. Информатор      Т. П. Матвеева отметила: «Люди-то старые верили и по сей день, потому что болеют народ-то, и все приходят сюда. Все равно люди верят, какая-то, может, польза есть».

Заключение

Необычность Криванково подчеркивается многими информаторами, как теми, кто совершает паломничество в первый раз, так и теми, кто ходит сюда неоднократно. Одними людьми посещение Криванковского колодца воспринимается как сохранение семейной и местной, локальной традиции. Для других он обладает стержневым религиозным значением. В основном же люди приходят сюда за исцелением: испить ключевой водицы, подышать чистым воздухом, услышать шелест листвы, услышать пение птиц. У всех – своя история. Увы, коротка человеческая память: уйдет человек в иной мир, и воспоминания о нем будут отодвинуты в потайные уголки памяти. Лишь изредка они потревожат нас своей неотступностью и своим правом – всего лишь на имя. Но пока не забыто имя – не забыт и сам человек, его мысли, дела, поступки, свершения, подвиги. Так же и с местом – будь то небольшое сельское кладбище, всеми покинутая деревня или святой источник: пока есть у него имя, пока живы люди, хранящие в памяти его ценность, заключенную в сбережении от беспамятства, будет оно звучать в устах, будет своим существованием связывать людей друг с другом на расстоянии и во времени, будет учить жить праведно, по совести, не только для себя, но и для мира.

Выполнила: Лисенкова Екатерина

15 лет, ученица 9 «А» класса

                                                                         РуководительШарова Галина Николаевна

учитель русского языка и литературы

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.