«Сеять разумное, доброе, вечное…». Передавать подрастающему поколению накопленные человечеством знания и тем самым вносить свой вклад в развитие личности. На селе самой авторитетной фигурой, носителем нравственных начал является педагог.
«Быть рядом и чуть – чуть впереди…», — эти слова стали жизненным лозунгом Ольги Васильевны Пузановой, когда – то, в далёком семидесятом, начав свой путь в роли старшей вожатой и до сегодняшнего дня остаётся педагогом – организатором творческих дел в школе.
Для подросткового возраста характерны максимализм, подросткам кажется, что проявление доброты и сострадания есть признак слабости, поэтому педагог с большим жизненным опытом старается научить детей не стесняться выражать любовь к своим близким, симпатию к окружающим их людям, уважению к пожилым; старается помочь им понять, что не стыдно любить, а стыдно ненавидеть и быть жестокими. Традиционные поздравления на классных часах мам, бабушек на День Матери, посвящение девочек в леди на Восьмое Марта, а мальчиков — в джентльмены 23 февраля, воспоминания приятных моментов и побед на последнем классном часе под названием «Прощание с 11 классом», самодельные медали «За то, что ты есть» — всё это создаёт атмосферу теплоты и взаимопонимания.
Учитель понимает, как важно, научить ребёнка учиться, успешно подготовить к экзаменам, но еще важнее, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли ребенок «звездочкой» или растворится в толпе «серой мышкой»? А значит, главное предназначение человека, прошедшего путь закалки комсомолом, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо.
Но как этого достичь? Очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним. Это основы взаимоотношений Ольги Васильевны и учащихся. Педагог – организатор наполняет жизнь школы радостью, счастьем открытий. Второй дом учеников становиться живым, интересным, наполненным атмосферой человеческого общения. Ольга Васильевна не просто проводит диспуты, деловые игры, соревнования, смотры, а готовит к жизни. В течение долгих лет работы в школе, сложилась основная формула успеха мудрого педагога — создать радостную жизнь для всех: сильным поставить интересные препятствия, средненьких научить двигаться, а слабым руку подать. Надо делать для всех, а не использовать только то, что активно развивается и без нашей помощи.
Г. Н. Шарова учитель русского языка и литературы
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.